четверг, 18 августа 2011 г.

Основы самообороны. Часть 1.

УРОК 1.

В жизни случаются неожиданности. Никто не может знать, где его подстерегает опасность: на улице, в транспорте, в модной тусовке. Мы не хотим никого пугать, просто: кто предупрежден, тот – вооружен. Поэтому мы решили поговорить о личной безопасности. Да, многие навыки самозащиты можно приобрести лишь в спортзале. Но всегда ли исход встречи с неизвестным решают только крепкие мышцы и быстрая реакция? Увы, известно немало случаев, когда физически сильный человек становился жертвой нападения хлипких уличных хулиганов. И наоборот, человеку далеко не спортивного типа удавалось отразить агрессию превосходящих в силе обидчиков. В чем секрет выживания в экстремальных ситуациях? Как предупредить посягательства воров и грабителей на ваше жилище? Как избежать несчастного случая в транспорте и общественных местах? Все это вопросы личной безопасности. А значит, - темы наших уроков.

Источники эффективной защиты

Начнем разговор о личной технике безопасности с самого важного вопроса - с психофизической подготовки к экстремальным условиям.

Взаимосвязь психического и физического не подвергается сомнению никем. Чем более гибкое тело, тем более гибкое мышление, чем подвижнее ум, тем подвижнее тело. Все наши внутренние переживания отражаются в языке мимики и жестов. Страх сковывает тело, ощущение безопасности приводит в комфортное расслабленное состояние. Посмотрите на безмятежно спящего человека: все его тело расслабленно, выражение лица умиротворенное. И взгляните на умирающего: его тело напряжено от боли и страха. Отсюда вытекает первый важный принцип поведения в экстремальной ситуации: расслабленные мышцы и душевный покой означают жизнь, а напряженные мышцы и страх влекут за собой боль и смерть.

Безопасность человека определяется с первых минут его появления на свет. С первым вздохом в жизнь младенца входит не только радость бытия, но и угроза пока еще чужого, по представлению новорожденного, мира. И как ему не быть чуждым, если после тепла и относительного комфорта утробы матери новорожденный попадает в холодную среду с резкими звуками. Поэтому, вполне естественно его стремление вернуться назад - в лоно материнского тела, в позу зародыша. Именно поза зародыша представляется ему самой безопасной, наиболее комфортной. И эта поза «отдельным файлом» ложится в «программу» безопасности как спасительная, при любой угрозе, откуда бы та не исходила. Свернулся калачиком обиженный ребенок – открылся «файл безопасности». Ребенка, делающего первые неуверенные шаги, чуть-чуть качнуло, и тут же сработал «файл безопасности»: он стремится поджать ноги и «хлопнуться» на пол мягким местом.

Это остается на всю жизнь. При любой боли и опасности, мнимой или реальной, какая в нашем мозгу запускается программа, какой «файл» открывается в первую очередь? Правильно, - файл стремления в позу зародыша. Это стремление закреплено на подсознательном уровне, на уровне безусловного оборонительного рефлекса, и оно будет мгновенно проявляться в любой опасной ситуации. Вот почему у нас от страха подкашиваются ноги.

Вряд ли можно изменить эту программу, да и нет в этом никакой необходимости. Разумней сделать ее стартовой: стремление в безопасную позу сделать основой для развертывания других оборонительных действий, обеспечивающих выживание в экстремальных ситуациях.

Человеческий мозг при любой опасности функционирует как компьютер. В нем «файлами» выскакивают заложенные программы выживания, основанные на реальном опыте конкретного индивида, подкрепленные безусловными рефлексами. И если Ваши многочасовые наработки в спортзале не подкреплены безусловными рефлексами (оборонительный, подражательный, пищевой и рефлекс размножения), можете быть уверены, при реальной опасности они не сработают. Причем, приоритетным является детский опыт выживания. Как тут не вспомнить поговорку: «Все мы родом из детства»..

Есть еще одна особенность нашего мозга, которую нужно помнить и учитывать. Зачастую, пока мы не закроем или не отработаем одну программу, вторая «не открывается» или работает с трудом. Например, если включаются мышцы, стремящиеся привести тело в позу зародыша, а человек пытается сделать любое другое движение, в результате нередко возникает так называемый «ступор», который приводит к обратному результату. Необходимо отталкиваться от естества, то есть дать возможность реализоваться программе стремления в позу зародыша: чуть-чуть согнуть ноги в коленях, понизить центр массы, руки по телу подвести к груди, и уже потом применять любые наработки по самообороне, не забывая о плавном перетекании одного движения в другое.

Еще необходимо помнить, что все навыки, подкрепленные болью или страхом перед ней, становятся образцами поведения, которые могут использоваться против Вас самих. Но это уже тема следующего разговора.

УРОК 2.

Мы продолжаем разговор о психофизической подготовке к экстремальным ситуациям.

Возможно, Вы сталкивались с таким явлением, когда отточенные на тренировках приемы вдруг не срабатывали при явной угрозе вашей жизни. Дело в том, что на краю пропасти вряд ли кто из нас вспомнит хоть одно отработанное движение, если только оно не подкреплено безусловным рефлексом. Многочасовые наработки ударов по тем или иным стандартам многообразных стилей единоборств годятся лишь для спортзала и ситуаций, когда угрожаете Вы, а не Вам. Так почему же, казалось бы, до автоматизма отработанная техника вдруг куда-то исчезает в реальной драке?

Вернемся к образцам поведения, то есть к тем стереотипам, которые «файлами» закреплены в программе выживания каждого человека. Тело ребенка, еще до появления на свет, считывает информацию об окружающем мире. Волнение матери, страх перед болью передается плоду, и этот страх ассоциируется с тактильными ощущениями и звуками, доносящимися волнами через внутреннюю среду утробы матери. Окруженный жидкостью плод воспринимает звуки всем телом, причем звуки доносятся приглушенными, как если бы Вы слышали их под водой. Страх и волнение матери немного затихает, когда рядом с ней близкий человек, поэтому тембр голоса отца записывается как файл безопасности. И наоборот, голоса и звуки, которые усиливают материнское волнение и страх, записываются как «файлы опасности». Особенно такие слова, как «быстрей, собирайся, чего ты возишься.,» и так далее, услышанные перед родами плодом, в дальнейшем, если будут произноситься в том же тембре и в той же интонации будут ребенка только раздражать. А слова, звучащие непосредственно при родах: «давай, тужься, не могу больше», сопровождаясь криками отчаяния и боли, могут вызывать и более стойкие негативные реакции. Так что ребенок, появляясь на свет, уже имеет ряд «файлов» или программ, которые могут осложнить ему жизнь. И с годами их становится все больше: первые шаги, ожоги, боль, детские страхи, мнимые и настоящие потери. Ребенок учиться узнавать мир и классифицировать его на опасное и безопасное. И там где нет грифа «опасно», работает мышление, а при реальной угрозе - подсознание, которое моментально открывает файлы с заранее заготовленными стереотипами поведения. Стереотипы закрепляются только в том случае, если подкреплены безусловными рефлексами. Например, ребенок первый раз прикоснулся к горячему предмету и обжегся: от боли он отдергивает руку – сработал оборонительный рефлекс. Значит, закрепился стереотип: горячий предмет - боль - одергивание руки. В следующий раз ему достаточно только почувствовать, что предмет горячий, и, не дожидаясь боли, он отдернет руку. То же самое происходит и при ударах, ссадинах, ушибах.

Учись предвидеть

При любых произвольных движениях первоначальным всегда является намерение его сделать. Только потом из двигательной зоны большого полушария посылается сигнал мышцам и те, сокращаясь и расслабляясь, производят движение. При определенной подготовке человеческий мозг способен улавливать движения другого человека еще на фазе намерения, особенно при реальной опасности. И не только улавливать, но и управлять этими движениями. На этом в основном и построена бесконтактная работа в восточных единоборствах (айкидо, ушу) и в отечественных разработках (системы Кадочникова, Рябко, Любки).

Как же это происходит?

Например, у Вас есть намерение нанести противнику удар ногой в бедро. Мозг отдает команду мышцам, и те производят движение. Создается определенная цепочка движений. Причем, уже первое звено этой цепочки, намерение, при мнимой или реальной опасности улавливается подсознательно противником. И если он хоть раз в жизни получал удар в бедро, Вам достаточно создать только видимость нанесения удара, остальное противник домыслит сам - среагирует и, возможно даже, почувствует боль: откроется «файл» из его давнего опыта.

Вы можете не только вынудить его сделать нужное для вас движение, но и управлять им в дальнейшем.

Таким образом, любой опыт, наработанный в спаррингах, может быть использован как Вами, так и против Вас. Многие из опытных бойцов знают, как трудно биться с новичком: у него нет заложенной программы, соответствующей Вашим навыкам, и его невозможно просчитать, так как неизвестно, какие «файлы» дремлют в его подсознании.

Таким образом, любая система единоборств – «палка о двух концах». Не для того ли так охотно делятся с нами своими секретами заморские мастера, чтобы потом успешно просчитывать наши действия, и с легкостью запускать в созданные ими же программы так называемые «психовирусы»?

Выживая, подражай

Еще одна особенность двигательных навыков человека – подсознательное стремление подражать движениям противника.

Проведите такой опыт с партнером: положите свои руки ему на плечи и начните приседать. Если Ваши руки при этом расслаблены, он начнет приседать вместе с Вами, подсознательно копируя Вас. Как только почувствуете, что партнер зеркально отражает Ваши движения, слегка надавите ему на одно плечо. Тут же образуется крен в позвоночнике партнера, и тот начнет терять равновесие. Остается только помочь ему в стремлении уйти в позу зародыша, сопровождая его желание упасть.

Прими и отдай

Что воздействует на человека при ударе? Рука, нога, нож?

Знающий боец-рукопашник ответит, что воздействует сила, переданная через руку, ногу или нож. Откуда же берется эта сила?

Рассмотрим пока только силу тяготения.

Помните формулу F=ma , где m -масса, а - ускорение. То есть масса, направленная с ускорением в определенную точку. Значит достаточно немного присесть, чтобы запустить массу, передать ее через движение бедра, придать ускорение и направление рукой, и мы получаем векторное воздействие силы в точке контакта. Значит, бьет сила, пущенная по коридору, создаваемому движением руки. Причем сила будет тем сильнее, чем более расслабленные мышцы, по которым она течет. И эту силу Вы можете не только создавать сами, но и перенаправлять силы Вашего противника. Для этого достаточно работать не с конкретной рукой, а с силами, работающими через нее. А чтобы научиться работать с силами, необходимо иметь расслабленное тело и овладеть периферийным зрением, чтобы не привязываться к конкретному предмету, а работать с силами текущими вокруг. И тогда Вы сможете работать с закрытыми глазами, в полной темноте, на безусловных рефлексах, читая намерения противника, принимая и отдавая силы, текущие вокруг Вас. Будьте естественны в своих движениях, освободите свое сознание от стереотипов, дайте ему возможность действовать по ситуации, используйте силы текущие вокруг Вас, освободитесь от своих страхов и вы станете неуязвимы.

Конечно, не все вопросы психофизической подготовки мы рассмотрели в этой публикации. Но мы готовы в продолжении ответить на все Ваши вопросы по этой теме.

В следующий раз разговор пойдет о временных линиях и потенциальных жертвах.

Рамиль Хамзин, мастер спорта по рукопашному бою, карате, преподаватель курса "Основы самообороны" сайт http://yogasense.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий